Главная » Файлы » Архив методических выставок ЦХО » Мастер-классы

«Моделирование методом оригами»
[ Скачать с сервера (130.0Kb) ] 18.01.2013, 15:55
Мастер-класс проводит Опаричева Светлана Вилениновна, руководитель детского объединения «Ребята-оригамята» ЦЭВД САО ДОгМ, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, кандидат технических наук.

 Опаричева Светлана Вилениновна: общий стаж работы 35 лет, стаж работы с детьми – 17 лет, в ЦЭВД – 17 лет.
Разработан первый в области оригами Программно-методический комплекс «Трансформация бумажного листа – оригами», 2010 г.
С 1998 года по настоящее время в МИОО проводит курсы повышения квалификации педагогов по Программе: «Дополнительное образование детей (научно-техническая направленность –  оригами)» (в соавторстве с к.п.н., доц. Каргиной З.А.). 2010 г..
Достижения педагога:
•    Медаль «В память 850-летия МОСКВЫ» (1997);
•    Ветеран труда (1999);
•    Диплом Лауреата Московского конкурса «Грант Москвы» в области гуманитарных наук (2002);
•    Медаль «Лауреат ВВЦ» (2004);
•    Диплом Лауреата Московского конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2006);
•    Почетной грамоты МОиН РФ (2009);
•    Диплом Лауреата Московского конкурса Программно-методических комплексов дополнительного образования детей (2010);
•    Благодарность за участие в организации и проведении Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок (2011);
•    Диплом  Победителя конкурсного отбора на соискание «Гранта Москвы в сфере образования в 2010 году» (2010).
Достижения детского коллектива «Ребята-оригамята»:
•    Коллектив организован в 1995 году на базе ЦЭВД;
•    Ежегодно обучение проходит в 5-7 группах (от 60 до 100 детей);
•    За 17 лет своего существования детский коллектив «Ребята-оригамята» участвовал более чем в 80-ти выставках, фестивалях и конкурсах;
•    Коллектив – Лауреат международных фестивалей: «Детство без границ» (1999-2001), «Праздник игрушки» (2000) и Международный миротворческий фестиваль детского художественного творчества во имя мира «Мир планете – Земля» в рамках Международного десятилетия культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты (2001 – 2009); Российского фестиваля «Мир и Творчество» (1998-1999) и Московских фестивалей «Юные таланты Московии» (1997-2008).
А также во Всероссийской выставке научно-технического творчества молодежи, НТТМ (2005-2007), в Московском детском фестивале искусств и ремесел «М@стер@» (2007-2009), Открытая выставка «Мир бумажного творчества» и других…;
•    Коллектив сотрудничает с Московским клубом оригами, Московским детским фондом, Международным миротворческим движением, СПОФДО, благотворительными организациями, детскими домами;
•    В 2010 году детскому коллективу было присвоено звание «Образцовый детский коллектив» на 2011-2015 годы.

Содержание мастер-класса:
Обучение детей ведется по Оригинальной примерной авторской образовательной программе «Трансформация бумажного листа – оригами», сертификат МКО № 40, 2001 год (опубликована).
Предлагается авторская разработка «Моделирование методом оригами», которая входит в данную программу.
Данная разработка представляет собой современное видение темы «Начальное техническое моделирование». Участники мастер-класса смогут ознакомиться с методикой, и освоить практические приемы технологии проведения занятия.
Педагогическая концепция:
•    Оригами – это вид деятельности, который развивает физиологические (анатомические) и психические (интеллектуальные) способности человека, активизирует работу мозга и полнее раскрывает ресурсы организма;
•    Комбинированное использование методов: показа с рук, по слуху, работа по чертежам (с минимальной долей показа с рук);
•    «Метод проблемного обучения» – приобретение знаний через поиск ответов на поставленные вопросы;
•    Режиссура занятия по общим законам театрального искусства  (учащийся – не зритель, а участник и творец, и все, что происходит на занятии, делается во имя его роста, а не для его развлечения);
•    Учет «Зоны ближайшего развития» – помощь детям при необходимости дозированная и стимулирующая;
Представленная методика рассчитана на детей 7-10 лет.
Данный мастер-класс адресован педагогам и методистам системы дополнительного образования детей, педагогам оригами, школьным учителям и людям, которые интересуются оригами.
Рекомендуемая литература:
Опаричева С.В. Оригами: игра, головоломка или нечто большее? Оригами в жизни великих людей. // Наука и жизнь. – 1999. – № 12. – С. 47–52.
Опаричева С.В. Оригами как образовательный процесс. //Вестник образования и развития науки РАЕН. – 2001. – № 5(2). – С. 110-120.
Опаричева С.В. Образовательная программа детского творческого объединения «Трансформация бумажного листа – оригами» (объединение «Ребята-оригамята»). Программно-методическое обеспечение дополнительного образования детей. Серия «ДОД: мастерство и творчество». Сборник № 5. //Редактор составитель З.А.Каргина. – М.: СОУО ДОМ, 2005, С. 145-171. (229 с.)
Опаричева С.В. Программа педагогического мониторинга детского объединения «Трансформация бумажного листа – оригами». – Методический потенциал ДОД // Серия: «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве / Составители: Г.П.Буданова, Л.Н.Буйлова. – М.: Центр «Школьная книга», 2007. – С. 124-135.
Опаричева С.В. Программа воспитательной деятельности детского творческого коллектива «Ребята – оригамята». – Актуальные проблемы воспитания детей и молодежи. Программы воспитания. Вып. 3. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – С. 484-491.
Опаричева С.В. Методологические аспекты развития творческих способностей на примере занятий оригами. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2012:
Статьи в Международном научном педагогическом Интернет журнале с библиотекой депозитарием «Образование: исследовано в мире». http://www.oim.ru:
Контактная информация:
тел. дом. 8(495)452-44-12,
тел. моб. 8-915-105-38-98,
е-mail: Kaktus1811@yandex.ru.
 

ПЛАН-КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА
Тема: «Моделирование методом оригами»
Педагог-мастер: Опаричева Светлана Вилениновна
Дата проведения: 15 января 2013 года
Место проведения: МГДД(Ю)Т, Центр художественного образования
Продолжительность мастер-класса: 1 час
Цель мастер-класса: демонстрация авторской методики обучения оригами
Задачи:
- Обучение методике «Моделирование методом оригами»;
- Развитие творческой активности педагогов;
- воспитание активной социальной и педагогической позиции педагогов.
Оборудование: доска, мел
Раздаточный материал: комплект бумаги для занятий, цветные карандаши, фломастеры, клей ПВА
Структура мастер-класса
    Вводная часть:
Мастер-класс – это демонстрационное занятие, цель которого распространение передового опыта преподавания, демонстрация наиболее эффективных форм, средств и приемов обучения, авторских находок и идей, которые могут быть использованы для различных предметов обучения.
В роли учещихся выступают педагоги.
Мастер-класс сопровождается комментариями по ходу занятия и по его окончании:
•    Педагогические установки, которые легли в основу занятия;
•    Основные цели и задачи занятия;
•    Основные средства и приемы, используемые для достижения поставленных целей.
Основная часть:
План
Цели:
•    Обучение – складывание модели собаки (автор Опаричева С.В.);
•    Развитие активности, общих и творческих способностей;
•    Воспитание умения работать в коллективе, толерантности.
Задачи:
•    Закрепление и проверка знаний и умений;
•    Обучение новому виду оригами – составное оригами;
•    Развитие внимания, пространственного воображения, творческих и изобразительных способностей;
•    Воспитание культуры деятельности, поведения, общения и взаимовыручки.
Ход занятия
1. Организация

Постановка цели занятия (игра «Поле чудес»)………………………….5 мин
2. Теоретическая часть
Повторение: классическое, модульное и составное оригами; базовые формы – «Треугольник», «Блинчик», «Дверь».
Животные – собаки, породы. Эскиз собаки (выполняется детьми на доске). Детализация модели собаки. Анализ. План деятельности.
Схема изготовления основного модуля для моделирования собаки (на доске, рисуется по ходу занятия), детализированное изготовление модулей собаки: голова, передние ноги, туловище, задние ноги с хвостиком (методом показа)….………………………………………………………………….10 мин
3. Практическая часть
Изготовление основного модуля (5 штук). Прием – «Прищип».
Дополнительные действия над каждым модулем: голова (1), передние ноги (1), туловище (2) и задние ноги с хвостиком (1). Изготовление ушей (1).
Сборка модели собаки.
Оформление фигурки карандашами и фломастерами…………………..25 мин
4. Подведение итогов
Устная оценка деятельности и поведения учащих...……………………...5 мин
Методическое обеспечение:
Схема изготовления модели собаки (автор Опаричева С.В.).
Бумага: квадраты (размер 15х15 см) – 5 шт., квадрат (размер 6х6 см) – 1 шт., прямоугольник (размер 6х15 см) – 1 шт., цвет белый или светлый цветной. Цветные карандаши, фломастеры. Клей ПВА.
Оборудование: доска, мел
Ожидаемые результаты:
•    Демонстрация знаний о видах оригами, знаках и базовых формах;
•    Выполнения базовой формы «Блинчик», выполнение модели собаки;
•    Активное и творческое участие учащихся в выполнении заданий;
•    Воспитание культуры деятельности, поведения, общения и взаимовыручки.
    Заключительная часть:
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью:
•    Оценки полученного результата деятельности участниками мастер-класса;
•    Демонстрации знаний, полученных во время занятия;
•    Оценки интеллектуального отклика участников и активности участников учебного процесса;
•    Оценки эмоционального отклика участников занятия.

Этап реализации

Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность).
Педагогические установки, которые легли в основу занятия:
•    Многоаспектность оригами:
– оригами – изобразительное искусство,
– «оригами – идеальный конструктор (разнообразие форм из одной детали)»,
– оригами – загадки и головоломки;
•    занятие оригами уравновешивает работу полушарий головного мозга, повышается уровень внимательности, восприятия, воображения, смышлёности и логичности, растёт скорость, гибкость и оригинальность творческого мышления, стабилизируется на высоком уровне психическое и эмоциональное состояние, снижается тревожность и психическая травмируемость, улучшаются глазомер и двигательные способности рук.
•    Концепция:
Объединение в программе обучения оригами с теорией детской игры.
В концепции предусматривается педагогический процесс, в ходе которого в сообществе детей, педагога и родителей, эффективно осуществляется образовательный комплекс
– обучение: приобретение знаний, умений и владений по оригами; подготавливаются, закрепляются или расширяются представления по смежным с оригами областям знаний,
– воспитание и развитие: в образовательных формах общение, труд и отдых, учёба и мышление, использующих социальный комплекс «преимуществ оригами» и «смысла оригами» как искусства, технологии и игры для воздействия на восприятие и поведение детей (это – «цель целей»);
•    Оригами – это вид деятельности, в котором изначально задействованы одновременно обе руки. В нём очень выигрышно развиваются оба полушария. Таким образом, оригами развивает физиологические (анатомические) и психические (интеллектуальные) способности человека, активизирует взаимодействие полушарий и полнее раскрывает ресурсы организма;
•    Комбинированное использование методов: показа с рук, по слуху, работа по чертежам (с минимальной долей показа с рук);
•    «Метод проблемного обучения» – приобретение знаний через поиск ответов на поставленные вопросы;
•    Организация (режиссирование) занятия – дело тонкое. К каждому занятию стоит подходить, учитывая общие законы театрального искусства (имеются в виду предлагаемые обстоятельства, сквозное действие, сверхзадача, препятствия, которыми наполнено занятие). Важно вести урок по законам спектакля, имея перед собой конкретную задачу, остро чувствуя паузы, кульминацию и ритм. Учащийся – не зритель, а творец, и все, что происходит на уроке, делается во имя его роста, а не просто для его развлечения;
•    Учет «Зоны ближайшего развития» – помощь детям при необходимости дозированная и стимулирующая;
Приемы:
•    Предоставление возможности выбора цвета для деятельности и последовательности его использования;
•    Использование разноцветной бумаги для усиления детализации;
•    Использование бумаги светлых тонов для возможности применения изобразительных средств;
•    Привлечение детей к изображению чертежей, нахождению умышленных ошибок в чертежах.
Постановка цели и задач мастер-класса.
Ознакомление с авторской методикой.
Овладение приемами практической работы с детьми.
Обмен педагогическим опытом.
Представление опыта мастера как системы через прямой комментированный показ в действии основных приемов и методов работы педагога-мастера с использованием тех или иных форм на
практическом занятии с участниками мастер-класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности

Этап рефлексии

Для всех участников мастер-класса:
1.    Самоанализ педагогом-мастером проведенного мастер-класса.
2.    Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т.п.).
3.    Общая дискуссия.
4.    Заключительное слово педагога-мастера.
5.    Опрос участников мастер-класса (анкетирование).
6.    Заполнение книги отзывов.
Для наиболее заинтересованных:
1.    Возможность ознакомиться с образовательной программой.
2.    Возможность пригласить мастера в УДОД, где внедряется его методика, с целью оказания профессиональной помощи.

Категория: Мастер-классы | Добавил: defaultNick | Теги: Ребята-оригамята
Просмотров: 5850 | Загрузок: 345 | Рейтинг: 3.5/2