Главная » Файлы » Архив методических выставок ЦХО » "Артметодплощадка-2017"

Литературный альманах как форма работы литературной студии и способ формирования речевой культуры подростков
[ Скачать с сервера (804.5Kb) ] 09.02.2017, 16:44

                Казмирчук О.Ю.

Педагог дополнительного образования

студии литературного творчества и художественного слова

ГБПОУ «Воробьёвы горы»

Среди многообразных форм и видов творческих работ, активно используемых на занятиях в литературной студии (написание литературных этюд на заданную тему, написание рассказов с заданным сюжетом, с заданным началом или с заданным финалом, освоение разных литературных жанров, устная импровизация, литературные игры, конкурсы, викторины и т.п.) создание литературных альманахов является, на мой взгляд, одним из самых эффективных способов итогового контроля успеваемости воспитанников студии, а также способом проверки уровня развития их речевой культуры. Опытом создания подобных альманахов мне бы и хотелось поделиться…                                                                                                   

Начну с небольшого исторического экскурса: литературный альманах – разновидность сериального издания, в котором  под одной обложкой объединяются произведений разных авторов. Как известно, первые литературные альманахи появились во Франции в середине XVIII века, в России родоначальником литературных альманахов по праву считается Н.М. Карамзин (альманах «Аглая» был выпущен в Москве в 1794-95 годах) [2: с. 25]. Кроме того, альманахи использовались в качестве коллективного литературного дебюта представителями различных школ и направлений, ср., например, опыт французских романтиков или русских поэтов-футуристов [5: с. 252 - 256]. Ещё одной областью активного функционирования литературных альманахов являлась, и, надеюсь, до сих пор является школьная и студенческая среда, вспомним хотя бы историю пушкинского лицея, прославившегося, в том числе, и литературными альманахами («Неопытное перо», «Для удовольствия и пользы», «Пловцы» и, наконец, знаменитый «Лицейский мудрец») [3: с. 125- 137].                                                   

Вот эту традицию литературного альманаха как способа коллективного творчества и коллективного упражнения и пытаются продолжать педагоги, работающие в студии литературного творчества и художественного слова ГБПОУ «Воробьёвы горы».                                                                                        

Школьницей я занималась в кружке уникального педагога дворца пионеров, Н.В. Давыдовой. На занятиях мы читали и обсуждали литературные этюды, написанные на предложенные Н.В. темы, мы осваивали различные поэтические и прозаические жанры мировой литературы (хайку, эпиграммы, послания, баллады, сонеты, венки сонетов, буриме, сказки, новеллы) [4: с. 9-34], впоследствии, в институте, мои познания в этой области почти раздражали преподавателей теории литературы. Занимаясь в кружке, я достаточно быстро заметила, что наивысший похвалой здесь является странная фраза: «А давайте возьмём этот этюд в альманах!». От «старожилов» я узнала, что в конце года собираются лучшие произведения, иллюстрируются самими кружковцами, переплетаются в типографии в коленкоровую обложку, вот это и называется «альманах». Я хорошо помню, как всем нам хотелось, чтобы наши тексты вошли в альманах, как радостно было получить в конце года приз за лучшую подборку в альманахе (лучший автор выбирался путём тайного голосования и особого мнения Н.В.).                           

Ещё занимаясь у Н.В., я знала, что и в других литературных кружках также делаются альманахи, знала, что альманахи делали и наши предшественники, тогда мне казалось, что все литературные альманахи формируются по одному принципу: выбор лучших текстов. Впоследствии мне пришлось изменить свою точку зрения.                                                             

В 2012 г., к 75-летию Дворца пионеров, я делала сборник, в который вошли лучшие произведения, написанные воспитанниками студии за все годы её существования. Источником послужили всё те же литературные альманахи, извлечённые из архивов дворца. Однако, когда сборник был издан, мне пришлось выслушать жалобы авторов, ставших профессиональными литераторами. Люди переживали по поводу того, что были опубликованы слабые и тенденциозные тексты (стоит признаться, что я сознательно выбирала для сборника именно те литературные произведения, в которых отразился детский взгляд на взрослый мир, на взрослые проблемы). Недовольство маститых авторов я объясняла задетым авторским самолюбием. Однако известный сценарист, профессор ВГИКа Н.Б. Рязанцева, занимавшаяся в литературной студии московского дворца пионеров в начале 50-х годов, рассказала, что в их кружке в альманахи попадали только идеологически выверенные произведения, а наиболее живое, талантливое, непосредственное осталось «за бортом» (и не сохранилось в архивах дворца!). Таким образом, мой личный опыт, возведённый в ранг универсального критерия, оказался несостоятельным.                 

В студии литературного меняются преподаватели, меняются некоторые традиции, но остаётся традиция создания альманахов, а когда у меня всё-таки возникает желание отказаться от этой затеи, мне возражают мои же ученики, им нравится процесс работы над альманахом, нравится чувствовать себя авторами книги.                                                                                                        

По сравнению с опытом своего студийного детства, я чуть изменила принцип выбора текстов для сборника. В кружке Н.В. Давыдовой в альманах попадали лишь самые лучшие произведения, я же воспринимаю литературный альманах как один из этапов обучения, а  потому считаю необходимым включать в него работы всех учеников. В некоторых случаях я выбираю наиболее удачное произведение из откровенно слабых работ. Такой подход к выбору материала заставил меня немного трансформировать структуру альманаха. Если альманах в кружке моего детства строился по жанрово-родовому принципу: «Поэзия», «Проза», «Литературоведение», то я строю литературный альманах как некий «сверхтекст» по отношению к входящим в него текстам, стараюсь, чтобы озаглавленные разделы составляли некий «сверхсюжет» [1: с. 43]. Очевидно, что в  таком случае литературный альманах как некое художественное  единство принципиально не равен механическому соединению входящих в него произведений, и слабые работы обретают иное звучание благодаря контексту.                             

Ребята, занимающиеся в моей группе в течение нескольких лет, так или иначе увлекаются идеей создания общей книги (какой юный сочинитель не мечтает о собственной, пусть даже  «самодельной» книге!). Желание представить в альманахе достойную подборку произведений является дополнительным стимулом для творческого саморазвития. Убеждена, что подобная работа может проводиться не только в рамках литературного кружка, но и в обычной школе, поскольку в альманах могут входить сочинения-миниатюры, сочинения-описания, сочинения-наблюдения, различные творческие работы, выполняемые на уроках литературы и русского языка, в отдельный раздел можно выделить «классические» сочинения по литературным произведениям. Кроме того, желание поучаствовать в создании коллективной, «общей», книги поможет раскрыть творческие способности учеников. Неслучайно на конкурсы литературного творчества школы особенно часто посылают именно литературные альманахи. Как правило, это бывают тематические альманахи (все произведения посвящены одной теме). Уверена, учителя осознают, что сейчас, когда жанр школьного сочинения (достаточно сложный и достаточно странный жанр) в результате введения ЕГЭ утратил актуальность, серьёзное беспокойство вызывает процесс формирования навыков письменной речи школьников, и особенно, - старшеклассников. Работа над литературным альманахом -  один из эффектных и эффективных способов развития навыков письменной речи. Кроме того, работа над альманахом стимулирует интерес к практическому освоению различных фольклорных и литературных жанров (загадка, небылица, буриме, шарада и т.п.). И, наконец, нельзя не отметить, что атмосфера сотворчества и соперничества очень полезна не только для развития навыков письменной речи или навыков литературного творчества, но и для формирования личности как таковой.                                                           

И ещё несколько слов о студийном опыте работы над литературным альманахом. Когда художественные тексты (стихотворения, рассказы, сказки) отобраны и напечатаны, студийцы начинают их иллюстрировать. При этом ребята обмениваются идеями (спорят, как именно проиллюстрировать тот или иной текст, заказывают друг другу те или иные картинки, по привычке обращаются за помощью ко мне, хотя в области рисования я совершенно бессильна). Очевидно, что сам процесс иллюстрирования литературного произведения является своеобразным способом его трактовки, его интерпретации, и это позволяет юным авторам ещё раз осмыслить и оценить свои и чужие произведения. Если вернуться к формату школьных занятий, рискну предположить, что работа над альманахом может проводиться не только на уроках литературы и русского языка, но и на уроках рисования и даже на уроках информатики (создание макета, компьютерная графика и т.п.).                                                                 

После того, как мои ученики заканчивают иллюстрирование альманаха, я провожу презентацию, на которую приглашаю коллег по литературной студии, а также родителей учеников. Во время презентации зачитываются лучшие произведения, а также объявляются победители в нескольких номинациях: «Лучший текст», «Лучшая иллюстрация», «Лучшая подборка» и т.п. Чаще всего я сама выбираю победителей, иногда показываю альманах коллегам по студии, своим друзьям, бывшим студийцам, коллегам-филологам. Кроме того,  во время занятия-презентации я рассказываю ученикам о каком-нибудь литературном альманахе, сыгравшем заметную роль в истории русской литературы (мы часто говорим об альманахах, создаваемых в пушкинском лицее, говорим о литературных альманахах пушкинской поры, обсуждаем альманахи начала ХХ века и т.п.). Таким образом, презентация студийного литературного альманаха способствует знакомству юных прозаиков и поэтов с историей русской и мировой литературы.   

Литература

1. Балашова Ю. Б. Феномен альманаха (История жанра) // Вестник молодых учёных (Серия: Филологические науки). – 2000. – № 8. – С. 41 – 49.

2. Богоявленский Л. Альманах // Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1925. – Т.1. – С. 25.

3. Грот  Я.К. Пушкинский Лицей (1811--1817). Бумаги I курса, собранные академиком Я. К. Гротом. - СПб., "Академический проект", 1998. – 385 с.

4. «Жили-были» (по страницам альманахов литературной студии «Зелёный шум». – М., 2011. – С. 9 – 34.                                                          

5.Марков В.Ф. История русского футуризма. – СПб.: Алитейя, 2000. – 438 с.      

 

Категория: "Артметодплощадка-2017" | Добавил: defaultNick | Теги: развитие речи, литературный альманах
Просмотров: 114 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0