Главная » Файлы » Архив методических выставок ЦХО » "Артметодплощадка-2017"

Методические рекомендации к созданию подвижной декорации для детского интерактивного спектакля «Репка»
[ Скачать с сервера (1.13Mb) ] 08.02.2017, 20:45
Номинация: «Литературное творчество и художественное слово»
Название проекта: Методические рекомендации к созданию подвижной декорации для детского интерактивного спектакля «Репка».
Название образовательного учреждения: ГБУ г. Москвы СДЦ “Кентавр»
Ф.И.О. преподавателя: Дубаева Мария Алексеевна (волонтер, студентка 4 курса МАХУ, специальность: театрально-декорационная живопись)
Контактная информация (тел., email): +7(906) 061-52-26; verumma@gmail.ru

Цель работы:

Помощь в создании оригинального сюжета для интерактивной сказки "Репка", через изготовление подвижной декорации "Грядка".
Задачи:
- Объединить литературное и художественное творчество;
- Научить детей взаимодействию в группе;
- Научить использовать профессиональные приемы изготовления декораций
Краткая аннотация:

В проекте приведен образец создания подвижной декорации «Грядка» для интерактивного спектакля «Репка».
Создание этой модели предполагает коллективную работу детей, что дает возможность научиться им работать в команде.(важно для их положительной социализации). Другая грань совместного творчества – достижение наибольшей художественной выразительности путем воплощения разнообразных детских идей. Изготовление декораций детьми является тем необходимым звеном, которое создаст уникальный облик спектакля и позволит каждому ребенку сделать свой личный вклад в процессе коллективного творчества.
Методические рекомендации могут быть использованы педагогами дополнительного образования, художественными руководителями детских театральных студий.
Данная методическая разработка рассчитана на реализацию в детских театральных и дошкольных образовательных учреждениях для детей 4-8 лет.

Обоснование актуальности разработки:

Уникальность метода состоит в том, что работа проводится непосредственно во время подготовки спектакля, что помогает более глубокому погружению в тему, и является результатом совместной работы педагога-наставника и волонтера. В работе используются профессиональные приемы сценографии, что важно для приобретения детьми новых художественных навыков. Таким образом, интерактивный спектакль создается путем объединения литературного творчества, владения художественным словом и художественно-постановочного компонента.

Универсальность использования:

Методические рекомендации могут быть использованы педагогами дополнительного образования, художественными руководителями детских театральных студий. Данный метод может быть использован педагогами других образовательных объединений для повышения интереса к обучению, знакомству с окружающим миром, как наглядное пособие и т.д.

Содержание:

Объект представляет собой модель грядки, из которой появляется репка.
Выполнен с использованием природных материалов (картон, «лигнин», семена злаков), а так же красок и фломастеров.
Сначала дети, совместно с педагогом, изучают сказку «Репка» и сценарий спектакля, разучивают роли. После чего педагог обсуждает с ними вид и тему декорации; помогает определить главный объект спектакля, вокруг которого завязаны все происходящие события. Затем, когда тема декорации была обозначена (грядка, в которой растет репка), проводит ознакомительную беседу по изучению структуры почвы (цвет, состав, живые организмы), направляет детей к выводу, что репке будет проще всего расти на грядке. Исходя из этого, дети выбирают нужные цвета из набора гуаши или акрила.
Этапы работы:

Картонная коробка среднего или большого размера предварительно обклеивается комочками «лигнина».
Так же, ее необходимо слегка смочить водой с обратной стороны, чтобы картон не деформировался.
Гречневая и кукурузная (или любая мелкая) крупа посыпается на слой клея ПВА для создания рыхлой фактуры земли.



Фактура на коробке хороша тем, что дает некоторый эффект превращения, перехода одного состояния предмета в другое, как неотъемлемую часть творчества: был один предмет (гладкая коробка), преобразовался в другой (обклеенная коробка) и стал третьим, абсолютно новым и другим предметом (грядка, в которой растет репка).
Педагог перед началом занятия помещает «репку» (в данном случае, игрушка-репка, меняется на желтый воздушный шарик) внутрь будущей «грядки», далее все работы проводятся с плотно закрытой коробкой.
Следующий этап – работа с цветом. Коробку необходимо поставить на стол, чтобы каждый ребенок из группы имел к ней доступ.



Кисти лучше брать плотные (синтетику или щетину), так как белкой или пони будет сложно прокрасить выступы крупы. В палитре нет необходимости – все цвета, взятые детьми из баночек, так или иначе, смешаются на коробке.
Чтобы работа не казалась монотонной, в нее был добавлен игровой элемент – повторив информацию о плодородной почве, что педагог рассказал в начале занятия, дети вспомнили, что в ней живут червячки, поэтому на коробке стали появляться их целые колонии.



Когда краска высохнет, червячков нужно обвести темным (лучше всего черным) маркером, чтобы их было видно из зрительного зала. Если работа проводилась гуашью, то педагогу стоит вынести коробку в хорошо проветриваемое помещение и закрепить ее лаком для волос или акриловым лаком, чтобы краска не оставалась на пальцах. Данная часть работы даст детям некоторое наглядное представление о почве, подземном мире, а так же поможет им понять основы работы с красками и с цветом. Закрашивание неровных участков требует от детей усидчивости и внимательности, точно так же, как и рисование червячков: не все могут следить за контуром, не у всех получаются тонкие линии.



В течение занятия дети изучают, где и как растет репка, и после завершения всех работ происходит превращение коробки в «грядку», из которой действующие лица спектакля «выкапывают репку».

Материалы, необходимые для работы:
Картонная коробка большого или среднего размера, семена и\или крупа, краски (гуашь или акрил), клей ПВА, туалетная бумага (вместе с клеем образует вязкую субстанцию, называемую театральными художниками «лигнин») , кисти (синтетика или щетина), темные фломастеры.



Список рекомендуемой литературы:
1. Богомолова М.Т. «Декорационные материалы-художникам театра» М. Союз театральных деятелей РСФСР 1988 г. 120 стр.
2. Журнал «Мир науки, культуры, образования» №1(13) 2009г. Сценография как вид театрального искусства. Романенко Ю.М.
3. Проектирование арт-объектов: учебное пособие/ А. Г. Тарасова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.- пед. ун-та, 2015. 75 с.
Категория: "Артметодплощадка-2017" | Добавил: Aruter
Просмотров: 195 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 4.1/10