Главная » Файлы » Архив методических выставок ЦХО » "Артметодплощадка-2017"

Методика проведения занятий по узелковому крашению повторяющихся узоров
15.02.2017, 16:57
ЗАЯВКА
на участие в городской выставке-конкурсе методических материалов педагогических работников в области художественного творчества «АРТМетодплощадка.ru - 2017»
Номинация «Декоративно-прикладное искусство»
Название проекта: «Методика проведения занятий по узелковому крашению повторяющихся узоров»
Название образовательного учреждения: ДТДиМ «Преображенский»
Ф.И.О. педагога: Кузнецова Лидия Аркадьевна
Контактная информация (телефон, e-mail): +7(915)0619109
fritilariya@yandex.ru
Краткая аннотация
Методика используется на занятиях по росписи ткани в Мастерской гобелена и батика «Эксклюзив» ДТДиМ «Преображенский».
Она может применяться педагогами, преподающими батик в учреждениях дополнительного образования, и педагогами ИЗО в школах.
Актуальность и педагогическая целесообразность
Роспись ткани - одно из древнейших ремесел человечества - служит не только для утилитарных целей, украшая нас и наш быт, но и для создания произведений искусства. Поэтому, занимаясь росписью ткани, дети попадают в сферу творческой деятельности, где произведения искусства становятся близкими, а не покоятся на недостижимой высоте.
Узелковое крашение может быть первым знакомством с росписью ткани в силу своей доступности и простоты выполнения. Но знание его приёмов позволит учащимся получить навыки создания предметов декоративно-прикладного искусства, развить навыки создания различных колористических композиций. А также, повысить мотивацию к созданию творческих произведений и реализации своих замыслов, поскольку, дети смогут не только повторять образцы, но и легко создавать свои собственные алгоритмы складывания, перемотки и окрашивания ткани, опять же в силу доступности приёмов и ощутимой быстроты получения результата.
Цель методики:
-развить мотивацию к познанию и творчеству,
-обучить приемам работы в технике росписи ткани,
-научить сравнивать, сопоставлять, анализировать,
-воспитать стремление создавать индивидуальные произведения,
-привить навыки самоконтроля.
В основу методики положен опыт занятий в Мастерской гобелена и батика «Эксклюзив» ДТДиМ «Преображенский»

Содержание

Методика проведения занятий по узелковому крашению повторяющихся узоров

Приёмы узелкового крашения позволяют посредством простых и доступных каждому операций, независимо от его художественной подготовки, включиться в процесс творчества по созданию нового рисунка росписи ткани.
Узелковое крашение даёт возможность ученику:
1. Ощутить на практике возможности предоставляемые тканью, как материалом для росписи;
2. Почувствовать на практике смешение каких красок даёт наиболее интересные цветовые эффекты, а каких – создаёт на ткани непривлекательные цвета и цветосочетания;
3. Провести каждому экспериментальную работу по получению различных вариантов росписи;
4. Разработать и быстро осуществить собственный алгоритм действий по обработке ткани с целью создания своего собственного рисунка;
5. Быстро проверить правильность этого алгоритма в достижении того или иного эффекта росписи;
6. Оценить творческую деятельность других обучаемых и использовать её результаты в своей работе (элемент коллективного творчества);
7. Почувствовать себя создателем нового.
Узелковое крашение способствует развитию наблюдательности и фантазии, стимулирует ученика к оценке своей деятельности.
Занятие начинается с просмотра обучаемыми образцов узелкового крашения.
Затем педагогом демонстрируются и объясняются некоторые способы складывания и обмотки ткани для получения повторяющихся узоров на больших площадях и варианты окраски в один или два этапа.
Каждый обучаемый вслед за педагогом проделывает аналогичные операции с целью получения того же, что и у педагога, рисунка.
На следующем этапе детям предоставляется время для самостоятельной работы по складыванию, обмотке и окрашиванию.
Обучаемые могут:
1. Использовать предложенные варианты складывания и обмотки ткани, но с окраской в различные цвета, в том числе и в несколько этапов;
2. Использовать те же варианты, но изменить плотность обмотки ткани, тем самым получить дополнительные и, часто неожиданные, результаты окраски;
3. Придумать собственные варианты обмотки и окраски с сохранением предложенных вариантов складывания ткани.
4. Придумать собственные варианты складывания и обмотки ткани;

Просматривая полученные образцы, ученик выбирает способ обработки ткани, который потом использует при работе над сувениром.

Способы складывания и обмотки ткани для получения повторяющихся узоров

1 способ
1.сложить длинный узкий кусок ткани пополам в длину,
2.начиная с одного конца полученного двойного прямоугольника, гармошкой загибаются прямоугольные треугольники,
3.полученный многослойный равнобедренный треугольник, начиная от вершины к основанию, «присобрать» и плотно обмотать ниткой - получится «куколка».


нить обмотки

4.каждый угол «куколки» равномерно собрать в складки и обмотать отдельно
по 2-3 раза,
5.окрасить промежутки ткани между намотанными нитями.

2 способ
1.сложить длинный узкий кусок ткани пополам в длину,
2.начиная с одного конца полученного двойного прямоугольника, гармошкой загибаются прямоугольные треугольники до получения многослойного равнобедренного треугольника,
3.вершину первого слоя треугольника загнуть внутрь, совместив одну из сторон треугольника с основанием,
4.вершину второго слоя треугольника также загнуть внутрь, совместив другую сторону треугольника с основанием и т.д.



5. середину сложенной ткани равномерно собрать в сборки и плотно обмотать ниткой – получается «куколка»,
6.каждый угол «куколки» равномерно собрать в складки и обмотать отдельно
по 2-3 раза,
7.окрасить промежутки ткани между намотанными нитями,
8. после первого окрашивания можно сделать симметричные обмотки ещё в нескольких местах и окрасить «куколку» вторично (окраска в два этапа).

3 способ
1.сложить длинный узкий кусок ткани пополам в длину,
2.начиная с одного конца полученного двойного прямоугольника, гармошкой загнуть прямоугольные треугольники до получения многослойного равнобедренного треугольника,
3.вершину каждого слоя треугольника загнуть внутрь, совместив сторону треугольника с основанием,
4. полученный многослойный треугольник от вершины к основанию равномерно собрать в сборки и плотно обмотать ниткой – получается «куколка»,


нити обмотки

5.каждый угол «куколки» равномерно собрать в складки и обмотать отдельно
по 2-3 раза,
6.окрасить промежутки ткани между намотанными нитями.
7.после первого окрашивания можно сделать симметричные обмотки ещё в нескольких местах и окрасить «куколку» вторично (окраска в два этапа).
Получаемые варианты окраски ткани по предложенным алгоритмам могут выглядеть так:


Результаты, полученные детьми по собственным алгоритмам обмотки и окраски тканей с сохранением предложенных вариантов складывания:







Результаты окраски тканей по придуманным учениками алгоритмам складывания, обмотки и окраски:

Подарочные носовые платки







Шейный платок

Коллективная работа детей «Цветомузыка. Орган»
Категория: "Артметодплощадка-2017" | Добавил: fritilariya
Просмотров: 87 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0